Факты и правила. 

Человеческий мозг – это огромное хранилище знаний. Человеку свойственно приобретать новые знания и применять их к возникающим ситуациям. В общем, интеллект можно представить как совокупность фактов и способов их применения для достижения цели. Отчасти цели достигаются с помощью правил использования всех известных фактов. Приведем несколько фактов и правил их использования.

Пример 1.

Факт 1 Зажженная плита – горячая.
Правило 1 ЕСЛИ положить руку на зажженную плиту, ТО можно обжечься.

Пример 2.

Факт 2 В час пик на улице много машин
Правило 2 ЕСЛИ попытаться в час пик перейти улицу, ТО можно попасть под машину

Пример 3.

Факт 3а Тихие, темные улицы опасны
Факт 3б Пожилые люди обычно не совершают дерзких преступлений
Факт 3в Полиция защищает людей от преступников
Правило 3а ЕСЛИ на тихой, темной улице вам встретиться пожилой человек, ТО можно не очень беспокоиться
Правило 3б ЕСЛИ на тихой, темной улице вы встретите полицейского, ТО можно чувствовать себя в безопасности

Пример 4.

Факт 4 При сложении двух чисел, сумма которых больше 9, нужен перенос
Правило 4 ЕСЛИ складывать столбец чисел, сумма которых больше 9, ТО для правильного выполнения сложения нужно обратиться к факту 4
Упрощение .

Когда человеческий мозг приступает к решению даже самой простой задачи, для выбора нужных действий в его распоряжении имеется огромный объем информации. Например, направляющийся на работу человек выходит из дома и идет на угол улицы. Пока он выбирает момент для перехода улицы, в его мозг поступает самая разнородная информация. Прежде чем пересечь улицу человек анализирует скорость и объем движения, расстояние до противоположного тротуара, сигнала светофора на перекрестке. Одновременно его мозг обрабатывает впечатления, не имеющие прямого отношения к переходу улицы, например, погодные условия, цвет и модели проезжающих автомобилей, породу и высоту деревьев, растущих у дороги, вид расположенных неподалеку зданий. Если бы человек прежде чем шагнуть на проезжую часть анализировал все факты, имеющие прямое, косвенное или вообще не имеющие никакого отношения к его цели перейти улицу, он простоял бы на тротуаре несколько лет. Дело в том, что в мозгу существует сложная система, руководящая правильной реакцией на конкретную ситуацию. Такой выбор называется упрощением. Механизм упрощения блокирует мысли, не имеющие отношения к решаемой в данной момент задаче. Точно так же, как удаление у дерева ненужных веток помогает ему расти, механизм упрощения способствует достижению цели, игнорируя все бесполезные для этого факты. На рис 1.1. приведена схема работы механизма упрощения при выборе необходимых правил и фактов. Здесь механизм упрощения используется при выборе правил для ситуации А или Б. В процессе упрощения в соответствии с отношением ЕСЛИ-ТО проверяется некоторое условие. Если условие удовлетворяет состоянию А, выбираются правила для А, если Б – правила для Б. Действие механизма упрощения можно сравнить с действием руководителя учреждения, распределяющего работу, в соответствии с её важностью. Секретарь, машинистка, клерк и другие служащие заняты своими делами. Если же какую-то работу нужно закончить срочно, руководитель должен решить, кто и когда будет ею заниматься. Если не сделать этого, то одни сотрудники будут сидеть без дела, ожидая, пока другие завершают свою часть работы, в то время как кто-то будет тратить драгоценное время, выполняя несрочную работу. Можно проделать огромную работу, но она окажется бессмысленной, если не будет достигнута конечная цель.

Рис. 1.1.