![]() |
![]() |
Человеческий мозг – это огромное хранилище знаний. Человеку свойственно приобретать новые знания и применять их к возникающим ситуациям. В общем, интеллект можно представить как совокупность фактов и способов их применения для достижения цели. Отчасти цели достигаются с помощью правил использования всех известных фактов. Приведем несколько фактов и правил их использования.
Пример 1.
Факт 1 | Зажженная плита – горячая. |
Правило 1 | ЕСЛИ положить руку на зажженную плиту, ТО можно обжечься. |
Пример 2.
Факт 2 | В час пик на улице много машин |
Правило 2 | ЕСЛИ попытаться в час пик перейти улицу, ТО можно попасть под машину |
Пример 3.
Факт 3а | Тихие, темные улицы опасны |
Факт 3б | Пожилые люди обычно не совершают дерзких преступлений |
Факт 3в | Полиция защищает людей от преступников |
Правило 3а | ЕСЛИ на тихой, темной улице вам встретиться пожилой человек, ТО можно не очень беспокоиться |
Правило 3б | ЕСЛИ на тихой, темной улице вы встретите полицейского, ТО можно чувствовать себя в безопасности |
Пример 4.
Факт 4 | При сложении двух чисел, сумма которых больше 9, нужен перенос |
Правило 4 | ЕСЛИ складывать столбец чисел, сумма которых больше 9, ТО для правильного выполнения сложения нужно обратиться к факту 4 |
Когда человеческий мозг приступает к решению даже самой простой задачи, для выбора нужных действий в его распоряжении имеется огромный объем информации. Например, направляющийся на работу человек выходит из дома и идет на угол улицы. Пока он выбирает момент для перехода улицы, в его мозг поступает самая разнородная информация. Прежде чем пересечь улицу человек анализирует скорость и объем движения, расстояние до противоположного тротуара, сигнала светофора на перекрестке. Одновременно его мозг обрабатывает впечатления, не имеющие прямого отношения к переходу улицы, например, погодные условия, цвет и модели проезжающих автомобилей, породу и высоту деревьев, растущих у дороги, вид расположенных неподалеку зданий. Если бы человек прежде чем шагнуть на проезжую часть анализировал все факты, имеющие прямое, косвенное или вообще не имеющие никакого отношения к его цели перейти улицу, он простоял бы на тротуаре несколько лет. Дело в том, что в мозгу существует сложная система, руководящая правильной реакцией на конкретную ситуацию. Такой выбор называется упрощением. Механизм упрощения блокирует мысли, не имеющие отношения к решаемой в данной момент задаче. Точно так же, как удаление у дерева ненужных веток помогает ему расти, механизм упрощения способствует достижению цели, игнорируя все бесполезные для этого факты. На рис 1.1. приведена схема работы механизма упрощения при выборе необходимых правил и фактов. Здесь механизм упрощения используется при выборе правил для ситуации А или Б. В процессе упрощения в соответствии с отношением ЕСЛИ-ТО проверяется некоторое условие. Если условие удовлетворяет состоянию А, выбираются правила для А, если Б – правила для Б. Действие механизма упрощения можно сравнить с действием руководителя учреждения, распределяющего работу, в соответствии с её важностью. Секретарь, машинистка, клерк и другие служащие заняты своими делами. Если же какую-то работу нужно закончить срочно, руководитель должен решить, кто и когда будет ею заниматься. Если не сделать этого, то одни сотрудники будут сидеть без дела, ожидая, пока другие завершают свою часть работы, в то время как кто-то будет тратить драгоценное время, выполняя несрочную работу. Можно проделать огромную работу, но она окажется бессмысленной, если не будет достигнута конечная цель.
Рис. 1.1.
![]() |
![]() |